Заглянем на один из сайтов, продающих различные товары по принципу скандинавского аукциона. Принцип довольно простой. Начальная цена любого товара – 1 рубль. Каждый желающий приобрести товар должен сделать ставку, автоматически поднимающую цену товара на 25 копеек (шаг может варьироваться). За право сделать ставку потенциальный покупатель должен заплатить системе 7 рублей (стоимость ставки тоже может меняться). После каждой сделанной ставки аукцион продлевается на заранее определенный промежуток времени (это может быть от 30 сек до 5 минут).
Товар продается тому из участников, который сделал последнюю ставку. Кроме того, в некоторых розыгрышах предусмотрена компенсация – если вдруг кто-либо из участников затратил на ставки сумму, превышающую рыночную стоимость товара (об определении рыночной стоимости чуть ниже), этот участник бесплатно получает такой же товар. Всё прекрасно, не правда ли? А теперь давайте заглянем за кулисы этого праздника и посмотрим, как работает система на конкретных примерах.
Пример 1 – продажа товара по явно заниженной стоимости. 19'' ЖК-телевизор был продан за 18 рублей 50 копеек. «Надо же, как повезло кому-то», – думаем мы и бежим играть в надежде, что и нам тоже повезет. Нет, не повезет. И вот почему. В системе работает специальная программа, управляющая роботами – заранее созданными в базе данных учетными записями якобы покупателей, действия которых ничем не отличаются от действий настоящих участников аукциона.
Задача этой программы – не дать покупателям купить товар ниже той цены, которая выгодна организаторам аукциона. Как работает эта программа? Алгоритм предельно прост – до окончания аукциона роботы не вмешиваются в торговлю (в редких случаях торговля может «оживляться» одной-двумя ставками от имени покупателя-робота, но это невыгодно организаторам с финансовой точки зрения). В тот момент времени, когда аукцион должен закончиться, программа проверяет, кто является лидером аукциона. Если это робот – программа не предпринимает никаких действий и позволяет аукциону завершиться. Именно это и произошло в рассматриваемом примере. Однако если бы лидировал настоящий потенциальный покупатель, в этой ситуации – при цене завершения, явно не устраивающей организаторов аукциона – программа обязательно сделала бы ставку от имени одного из роботов.
Пример 2 – продажа товара по цене, устраивающей организатора. Фотоаппарат Sony Cyber-shot DSC-T300 с рыночной ценой 12 000 рублей (кстати, на price.ru эта модель предлагается по цене менее 9 000 рублей – это к вопросу о рыночности объявляемых цен) был продан по цене 860.75 рублей. На первый взгляд кажется, что и здесь должны были поработать роботы, потому что цена продажи слишком низкая. Возможно. Если жадность организаторов не знает границ. Потому что реальная сумма, полученная в результате этого розыгрыша, составляет (860.75 – 1) х 4 х 7 = 24 073 рубля. За вычетом суммы ставок, сделанных роботами, если таковые были. Прибавив к этой сумме цену, которую ещё должен будет заплатить победитель, получим почти 25 000 рублей – вполне неплохо с учетом того, что товар был куплен за 9 000 рублей.
Казалось бы – ничего страшного, можно и поиграть. Скажем, во-первых, выбрать стратегию, которая предписывает начинать делать ставки к моменту, когда общая сумма ставок (формулу смотрите выше) уже значительно превышает реальную стоимость разыгрываемого лота. Во-вторых, участвовать только в тех розыгрышах, где предусмотрена компенсация – в розыгрышах без компенсации роботы могут просто бесконечно «задирать» цену до тех пор, пока настоящий участвующий в розыгрыше покупатель не «сломается». При этом варианте затраты на участие в розыгрыше минимизировать, конечно, удастся.
Но вот удастся ли выиграть лот – неизвестно. Потому что неизвестен уровень жадности организатора. Возможно, в этом случае – чтобы не просто выбросить деньги на ветер – придется довести розыгрыш до наступления условий получения компенсации и удовлетвориться ею. При этом не стоит забывать, что компенсация фактически представляет собой покупку участником аукциона разыгрываемого товара по цене на 20-50% выше, чем можно было купить этот же товар в обычном магазине.
Резюмируем – мошенничеством действия организаторов скандинавского аукциона формально считать нельзя. Здесь нет хищения или присвоения чужого имущества обманным путем. Игроки теоретически знают правила и играют по ним, стало быть – соглашаются с этими правилами. Никто никого не обманывает. Игроку сказано изначально – он рискует своими деньгами. Может выиграть, но может и проиграть. Да и квалифицировать действия по статье «мошенничество» – прерогатива суда.
Но не назвать этот вид аукциона в нынешней его интернет-реализации лохотроном у меня просто язык не повернется.