Вот самый главный принцип системы Марии Монтессори: каждый
ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в
специально подготовленной среде. Задача воспитателя помочь ребенку организовать
свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное
развитие.
В большинстве материалов и заданий заложен принцип
самокоррекции: ребенок сам видит свои ошибки, а не получает плохую оценку со
стороны взрослого. «Помоги мне сделать самому» - вот принцип занятий системы
Монтессори. При этом обучающее пространство состоит из пяти основных зон, о
которых мы поговорим подробнее.
Конечно же, приобрести полный комплект Монтессори -
материалов под силу лишь детскому центру или детскому саду – простым родителям
этого не потянуть. Однако, если вам нравится методика, а возможности ходить в
специализированный садик нет – не расстраивайтесь. Дело в том, что соблюдать
основные принципы этой педагогической системы вы можете простой организацией
быта.
Потребуется лишь потратить какое-то количество времени и
сил, но не сомневайтесь – все это впоследствии окупится сторицей! Итак, с чего
же начать? Прежде всего помните, что вся мебель в комнате вашего малыша должна
быть легкой и обязательно соответствовать его росту ( не стоит, как это любят
делать многие родители, запасаться мебелью «навырост» ).
Понадобится стол и стульчик, которые ребенок сможет использовать
во время домашних занятий, а также полка, до любой части которой ему будет
легко дотянуться и на которую удастся поставить материалы для работы. Не
забывайте простую истину: малыши нередко чувствует себя в нашем взрослом мире
буквально как лилипуты в стране великанов: многие предметы, представляющие
интерес, совершенно недоступны для них.
Потому проявите уважение к своему маленькому умнику – и тут
же увидите, насколько важны эти, на первый взгляд кажущиеся вам
непринципиальными, детали. Найдите не только отдельное место для индивидуальной
зубной щетки и полотенца ( повторимся, все это желательно разместить в ванной
комнате на уровне роста ребенка ), но и определенный уголок в доме, где будут
лежать маленькие губка, тряпочка для вытирания пыли, веник и совок.
Не бойтесь доверять своему ребенку различные домашние дела,
даже если уборка после его «работы» занимает какое-то время – с этим придется
мириться. Малыш, чьи усилия вызывают уважение у взрослых, растет
самостоятельным и способным проявлять инициативу.
А теперь, несколько простых упражнений для занятий с
ребенком дома, которые потребуют от вас минимальных денежных вложений и
приготовлений.
Однако для успеха дела все же стоит соблюдать некоторые
несложные, но очень важные правила.
Прежде чем вы начнете заниматься, выберите для материалов
одно и то же место, приучая ребенка к порядку.
Во время показа, или презентации, выражаясь научным
«монтессорианским» языком, используйте минимум слов и движений – дайте малышу
возможность самому делать открытия, изучая свойства предметов.
Будьте терпеливы – ведь то, что кажется таким легким для
вас, не обязательно так же тривиально и просто для 3-летнего ребенка. Нельзя
забывать, что основная роль Монтессори - учителя состоит в наблюдении. Вполне
естественно, что первым вашим побуждением в том случае, если у малыша что-либо
не получается, будет вмешаться: «Дай я тебе покажу, как правильно!» Потерпите,
позвольте ребенку доделать упражнение.
Предоставьте малышу право самому выбирать те или иные
материалы для работы и продолжительность занятий с ними, совершать сколько
угодно повторений и заканчивать работу в любое время.
Однако для выработки навыков самодисциплины нужно попытаться
объяснить ребенку, что упражнение следует закончить, прежде чем отнести
материалы на место.
Занятие "Пересыпание риса" ( от 2,5 до 5 лет )
Цели упражнения:
развитие мускульной координации, умение аккуратно переливать
из кувшина в чашку, обретение уверенности в своих силах.
Вам понадобится:
небольшой поднос со стаканом и кувшинчиком, наполовину
заполненным рисом; тряпка для вытирания стола.
Презентация:
поместите все перечисленные предметы на стол, а затем
назовите их и действия с ними ( «стакан», «кувшин», «пересыпать» и т.д. );
одной рукой аккуратно возьмите кувшин за ручку, а другой –
стакан; расположите кувшин ровно посередине над стаканом и пересыпьте в него
рис; а теперь пусть ребенок поработает сам – постепенно все получится.
Когда ваш малыш достигнет совершенства в пересыпании риса,
можно уже будет переходить к жидким веществам, разрешая ребенку самому наливать
себе молока или сока из кувшина в стакан.
Занятие «Найди крышечку по размеру» ( от 2 до 4 лет )
Цели упражнения:
развитие зрительной и моторной координации.
Вам понадобится:
4-6 бутылочек или баночек разных размеров с крышками (
крышки можно хранить в небольшим контейнере ).
Презентация:
расставьте бутылочки на столе перед малышом;
медленно снимите крышки и закрутите обратно;
сначала надевайте крышки, соответствующие размеру бутылочек,
затем перемешайте крышки. А теперь дайте возможность ребенку самому подобрать
нужные крышки к бутылочкам. Дело не простое, но он справится!
Занятие "Коробочка с образцами тканей" ( от 2,5 до
5 лет )
Цели упражнения:
развитие и уточнение тактильных ощущений.
Вам понадобится:
небольшая коробочка, в которую нужно заранее положить по
паре кусочков каждой ткани различной текстуры 9 например, шелк, хлопок, шерсть,
мохер, жаккард, лен и т.п. ).
Презентация:
покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее
контрастирующих между собой по текстуре;
быстро перемешайте их и попросите малыша найти пары,
ощупывая их руками ( и не подглядывая! );
когда малыш наконец-то поймет смысл упражнения. Постепенно
добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка делать то же самое с
завязанными глазами.
Занятие «Волшебный мешочек» ( от 3 до 5 лет )
Цели упражнения:
знакомство с предметами разной формы, развитие тактильных
ощущений.
Вам понадобится:
мешочек с 8-10 знакомыми ребенку предметами ( например,
расческа, свисток, шнурок и т.п. ).
Презентация:
завяжите малышу глаза или попросите закрыт их;
пусть ребенок вытащит из мешочка один предмет и попробует
определить его на ощупь; после того как ребенку удастся-таки определить все
вещи, находящиеся в мешочке, можно заменить их на другие, постепенно повышая
уровень сложности в зависимости от возраста малыша.
Данное упражнение может также быть использовано с
предметами, начинающимися на одну букву ( например, если вы уже выучили с
малышом букву «л», положите в мешочек ложку, лист, ластик и т.п. ).
Конечно, это далеко не полный перечень тех упражнений,
которые вы можете проделать со своим ребенком в рамках методики Монтессори.
Подробнее об этом можно прочитать в книгах и пособиях, написанных на эту тему.
Самое важное то, что вы готовы посвящать время занятиям с малышом и получать
удовольствие от совместного творчества!
Работа с Монтессори-материалами не должна превращаться в тяжелую повинность или обязаловку. Ребенок учится, играя, и лучше воспринимает новое, когда настроен на это. Поэтому если сегодня малыш не хочет что-либо делать – перенесите это на завтра. Ведь самое главное – проводить время с вашим малышом и заниматься увлекательными вещами, которые доставляют радость вам обоим. У нас в городе есть один такой садик! Я считаю, что воспитание наших малышей по такой системе, очень хорошо влияет на их развитие.Есть конечно множество противников такого воспитания.Но ведь даже детки с проблемами, добиваются огромных успехов!С помощью системы Монтессори ребенок получает основательную базу для формирования личности - образованной, ответственной, счастливой, всесторонне развитой.