Самая большая подводная лодка - "Акула" (фото + видео)
Тяжелый атомный подводный крейсер стратегического назначения "Дмитрий Донской" (ТК-208). Проект 941 "Акула".
Тактико-технические данные «Акулы»
Длина — 172,8 м Ширина — 23,3 м Средняя осадка — 11,5 м Водоизмещение — 28.500 куб. м Рабочая глубина погружения — 380 м Полная скорость — 27 узлов Экипаж — 163 человека Автономность — 120 суток.
Тяжелый атомный подводный крейсер стратегического назначения "Дмитрий Донской" (ТК-208). Проект 941 "Акула".
Испытания крупнейшего в мире подводного ракетоносца успешно завершены
Подводный атомный ракетоносец "Дмитрий Донской" успешно прошел испытания, которые полагались ему после ремонта и глубокой модернизации на Севмашпредприятии
Самая большая в мире атомная подводная лодка, полное водоизмещение - 49,8 тыс. тонн, длина - 172 метра, ширина - 23,3. Способна нести 20 трехступенчатых МБР со стартовой массой 90 тонн. Всего построено шесть таких подводных катамаранов. "Дмитрий Донской" - головной корабль в серии.
Вооружение: выбор сделали в пользу системы "Булава-30" . По замыслу разработчиков этот комплекс, во многом унифицированный с их же разработками наземного базирования "Тополь" и "Тополь-М", должен существенно превосходить американский аналог "Трайдент II" по способности преодолевать систему ПРО, а также по точности поражения целей.
В 2003 году переоборудование ТК-208 было в основном завершено. Перед спуском на воду (июнь 2002-го) ему присвоили имя "Дмитрий Донской". В декабре 2004 года подписан акт о завершении ходовых испытаний. К настоящему времени по программе испытаний ракетного комплекса "Булава" с его борта произведено семь пробных стартов.
В отличие от аналогичных АПЛ США типа «Огайо», предназначенных для несения боевой службы в теплых водах открытого океана, АПЛСН класса «Акула» способна осуществлять подледное плавание в холодных арктических водах и на мелководье. Это значительно снижает вероятность ее обнаружения средствами технической разведки воздушного и космического базирования.
В планах развития стратегических ядерных сил России планировалась модернизация оставшихся кораблей проекта 941, к которым относится "Дмитрий Донской", с заменой ракетного комплекса Д-19 на "Булаву".
Всё про проект 941 "Акула"
Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по классификации НАТО) — самые большие в мире атомные подводные лодки. Проект разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург). Задание на разработку было выдано в декабре 1972 года.
У корабля 2 прочных корпуса расположенных параллельно и несколько прочных модулей связанных единым наружным корпусом. Он несет 20 твердотопливных БР расположенных между прочными корпусами. В прочных модулях за пределами ПК находиться торпедное вооружение на носу лодки и также ЦП и аппаратура РЭВ. Благодаря такой компоновке у этого корабля получено самое большое из всех отечественных и импортных АПЛ подводное и надводное водоизмещение и ширина корпуса. Надводное: 23200 т, подводное: 48000т. Длина: 172 м, ширина: 23.3 м, осадка: 11 м. Экипаж 160 человек. В настоящее время из 6 выпущенных кораблей в строю только 3 да и те находятся в каком то хитром резерве. Они стоят на приколе и у них по договоренности МС Горбачева с американцами вырванно оборудование управления БР. Все остальное на месте ,но без этих шкафов они очень мирные:-))) Удалось побывать на одной из этих подводных лодок и сделать фотографии. Делались плохонькими фотоаппаратами, поэтому не пинайте сильно ногами. Было это в 2004 году.
Тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 "Акула" ("Тайфун" по классификации НАТО) - самые большие в мире атомные стратегические подводные лодки.
19 декабря 1973 года правительство СССР приняло постановление, предусматривающее начало работ по проектированию и строительству нового ракетоносца, создаваемого в противовес американской атомной подводной лодке "Огайо".
Проект разрабатывался в Центральном конструкторском бюро морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин" (Санкт-Петербург), возглавляемом генеральным конструктором Игорем Спасским, под непосредственным руководством главного конструктора Сергея Ковалева.
Строительство подводных лодок проекта 941 осуществлялось в Северодвинске. Для этого на Северном машиностроительном предприятии пришлось соорудить новый цех.
30 июня 1976 года на стапеле Северодвинского судостроительного завода был заложен головной ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 941.
23 сентября 1980 года подводный крейсер был спущен на воду, а 12 декабря 1981 года он вошел в состав Северного флота под номером ТК-208.
Лодка вместе с комплексом вооружения стала называться системой "Тайфун".
Оставшиеся в боевом составе Военно-морского флота России две стратегические атомные подводные лодки класса "Акула" (проект 941, по классификации НАТО "Тайфун") не будут вооружаться новейшими баллистическими ракетами "Булава".
Всего за 10 лет было заложено семь "Тайфунов", из которых достроили и сдали флоту шесть. Базировались все лодки этого типа на Северном флоте, в бухте Нерпичья.
Подводная лодка занесена в книгу рекордов Гиннеса. Это самый большой когда-либо построенный подводный корабль: его длина составляет 172 м, ширина - 23,3 м, осадка - 11,5 м. Внутри стального легкого корпуса располагаются два прочных корпуса диаметром по 7,2 м, разделенных каждый на 8 отсеков. Между ними - 3 прочных модуля: носовой с шестью торпедными аппаратами калибром 533-мм, кормовой и центральный пост. От такого "катамаранного" расположения корпусов и необычная большая ширина лодки.
Основу системы вооружения "Тайфуна" составляют баллистические ракеты Р-39 надводного или подводного старта с дальностью полета около 8,5 тысяч км. Ракета может нести до 10 разделяющихся боевых частей индивидуального наведения мощностью по 100 килотонн каждая. Р-39 имеет трехступенчатый твердотопливный двигатель, более безопасный в эксплуатации, чем жидкостные на других типах ракет. Всего на одном крейсере 20 пусковых установок. Система управления пуском ракет продублирована и застрахована от несанкционированного запуска. Кроме этого, на борту крейсера находятся 6 торпедных аппаратов для противолодочных ракето-торпед; самонаводящихся торпед против надводных кораблей, а также ЗРК "Игла".
Главная энергетическая установка состоит из двух атомных реакторов по 190 МВт и двух паровых турбин по 45 000 лошадиных сил, которые вращают два шестилопастных винта в кольцевых направляющих насадках и позволяют развивать подводную скорость 27 узлов.
В соответствии с Договором об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, ввиду отсутствия средств на поддержание лодок в боеспособном состоянии и в связи с прекращением производства ракет Р-39, являющихся основным вооружением "Акул", было принято решение утилизировать три из шести построенных кораблей проекта, а седьмой корабль, ТК-210, не достраивать вовсе. Субмарина утилизируется в рамках российско-американской программы "Совместное уменьшение угрозы".
В настоящее время в боевом составе ВМФ РФ на Северном флоте находятся две подлодки класса "Акула" - ТК-20 "Северсталь" и ТК-17 "Архангельск", построенные в 1989 году и 1987 году соответственно.
Головной корабль этого проекта - ТК-208 - более десяти лет проходил на "Севмаше" капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941УМ. В 2003 году переоборудование ТК-208 было в основном завершено. В июне 2002 года перед спуском на воду ему было присвоено имя "Дмитрий Донской". В декабре 2004 года подписан акт о завершении ходовых испытаний.
"Дмитрий Донской" используется в рамках программы испытаний ракетного комплекса "Булава"; с его борта произведено семь пробных стартов.
Из истории
Во всех нынешних военных энциклопедиях примерно одинаково трактуется появление на свет тяжелых подводных ракетоносцев 941-го проекта.
Создание "Акул” явилось своего рода ответом, на строительство в США новой серии лодок типа "Огайо”, вооруженных ракетами "Трайдент” и "Трайдент-2” с дальностью полета 8000-12 000 километров.
Заложена новая серия подводных кораблей была в марте 1977 года, а уже через три года первая лодка вошла в строй действующих. Об этом сразу же уведомил своих читателей американский журнал "Jain's”, поместив фотографии новой подводной лодки и ее боевые характеристики. Тогда же лодка получила НАТОвскую классификацию - "Тайфун”.
Оба названия - и "Акула”, и "Тайфун” - прижились. Наши конструкторы вспомнили одну из первых российских лодок и по традиции передали ее имя новой серии кораблей. НАТОвские же аналитики более точно определили боевую суть подводного ракетоносца.
Нас в те годы никто в военные тайны посвящать не собирался, и мы не ведали, что страна стала обладательницей невиданной подводной лодки.
Ничего не знали мы тогда и о молодом американском писателе Томе Кленси, первая книга которого "Охота за "Красным Октябрем” стала мировым хитом. Роман пришел к нам только в годы перестройки. Тома Кленси сейчас называют военным Нострадамусом. Он в тонкостях предсказал характер подводных битв будущего и, самое главное, назвал замполита лодки... Путиным. Правда, Иваном Юрьевичем.
Знатоки подводного флота увидели в описании суперсекретного тяжелого подводного крейсера точную копию "Акулы”. Роман вышел в 1984 году. Тогда в строю боевых кораблей Северного флота была лишь одна "Акула” с шифром ТК-208. Это и был сегодняшний подводный крейсер "Дмитрий Донской”.
Так что для нас секреты только раскрываются, а мир давно уже читает о них в романах.
По детективному сюжету плохой капитан (эстонец) "Красного Октября” задумал перегнать субмарину американцам. У капитана были серьезные претензии к советской власти. Чтобы усилить мотивацию, Том Кленси не поскупился на мрачное описание лодки:
"Несмотря на огромные размеры "Красного Октября”, его команда размещалась в условиях, которые мало отличались от тюремных. Экипаж состоял из пятнадцати офицеров, в распоряжении которых находились довольно удобные каюты, которые размещались в кормовой части лодки, и сотни матросов, спавших на рундуках и койках в носовом кубрике перед ракетным отсеком.
"Красный Октябрь” казался таким большим лишь снаружи, внутри его двойной корпус был до отказа забит снаряжением, необходимым для выполнения боевых задач: ракетами, торпедами, атомным реактором со вспомогательным оборудованием, огромным резервным дизельным двигателем и длинными рядами никелево-кадмиевых батарей, расположенных за пределами прочного корпуса, размеры которого в десятки раз превосходили корпус американских лодок. Управлять таким кораблем и поддерживать его в исправном состоянии - тяжелейшая задача для столь маленького экипажа, при том что широкое применение автоматики делало "Красный Октябрь” самым современным кораблем Военно-Морского Флота СССР. Возможно, поэтому команде и не требовались хорошие койки, так как матросам доводилось спать в них всего по пять-шесть часов".
Вывод неожиданный, хотя думается, что писатель догадывался, что привирает. Из того же журнала "Jain’s” он мог узнать, что членами экипажа являются 50 офицеров, 80 мичманов и всего 40 матросов срочной службы.
Один из офицеров, служивших на "Акуле”, совсем недавно описал интерьер лодки в журнале "Наука и жизнь”:
"На корабле экипажу обеспечены не просто хорошие, а немыслимо хорошие для подводных лодок бытовые условия. За небывалый комфорт лодку прозвали "плавучей гостиницей” — частично из зависти, частично с долей пренебрежения. При проектировании, по всей видимости, особенно не стремились к экономии веса и габаритов, и команда здесь размещена в обшитых пластиком под дерево 2-, 4- и 6-местных каютах с письменными столиками, книжными полками, шкафчиками для одежды, умывальниками и телевизорами. Есть на лодке и специальный комплекс для отдыха: спортивный зал со шведской стенкой, перекладиной, боксерской грушей, вело- и гребными тренажерами, беговыми дорожками. Есть четыре душевые, а также целых девять гальюнов, что тоже весьма существенно”.
Когда параметры лодки были опубликованы в открытой печати, ее тут же занесли в Книгу рекордов Гиннесса.
Все земные океаны были задействованы в стратегических планах морских войн, кроме одного — Северного Ледовитого. Там развернуться флотам мешают вечные непредсказуемые льды. Уйти под них — это была мечта флотоводцев. Помнится, еще в начале 60-х нам показывали фильм, где полярные льды становились ареной противостояния подводников. Штурм Северного полюса подводными лодками шел отнюдь не "за интерес”.
В полярном противоборстве мы все-таки одержали победу. Для войны в Арктике и была создана "Акула”. Это сейчас уже признанный факт. В теплых водах "Акула” будет чувствовать себя неуютно, а ее механизмы — перегреваться.
По глобальному замыслу, подо льдами должны были находиться на постоянном дежурстве одна-две атомарины с 20 межконтинентальными баллистическими ракетами каждая. И если учесть, что в них до десятка разделяющихся боеголовок, то почти две сотни городов потенциального противника могли каждую ночь видеть беспокойные сны.
Лодка выдерживала длительное пребывание подо льдами. Слабым звеном были люди. Тогда было решено менять экипажи с помощью ледоколов, и такой опыт был проведен.
Отработав свою смену, экипаж подводной лодки возвращался в один из подмосковных городков, к постоянному месту жительства. Для каждого подводного крейсера предполагалось иметь три экипажа — два боевых и один технический.
"Акула” не могла стрелять ракетами из-подо льда. И здесь все было продумано. Своей крепкой рубкой она продавливала вековые льды или взрывала их торпедами. А в 1995 году одна из "Акул” успешно выполнила ракетную стрельбу с Северного полюса.
В мире нет приборов, обнаруживающих лодки под толщей льдов. Так что уход "Акулы” с базы и "растворение” ее в водах Арктики — головная боль НАТОвских разведчиков. Частичный выход из положения они нашли.
Помните, в Питере проходил суд над военным экологом Александром Никитиным, который якобы сообщил международной экологической организации "Беллуна” секретные сведения? За офицера вступилась общественность: мол, у нас уже нет секретов, можно говорить о чем хочешь, суд не прав.
Формально суд прав. Офицер разгласил тайны, которые содержались в служебных сборниках под грифом "секретно”. Другое дело, на что тянет его вина. Но это дело суда.
Холодные воды Арктики "опекают” много экологических организаций. На интернетовском сайте "Беллуны” прослеживается пристальный интерес к "Акулам”. Здесь можно увидеть все, вплоть до компоновочных чертежей подводной лодки.
Замечено давно, что активизация "зеленых” начинается с выходом очередной "Акулы” на боевое дежурство. В мутной водичке, которая поднимается по этому поводу, попадаются и рыбешки, которые, несомненно, попадают на стол разведчиков НАТО.
Тяжелый подводный крейсер "Дмитрий Донской” готовится к выходу в море. Какая реакция будет на этот раз?
Никто не будет отрицать, что нынешний Верховный главнокомандующий пытается восстановить былую славу, а главное — мощь российского флота. За все годы перестройки самыми результативными оказались последние два: флот получил новую лодку "Гепард” и модернизированный подводный крейсер "Акула”, судьба которого чуть было не оборвалась на стапелях завода.
Советский Союз оставил в наследство России шесть "Акул”. Россия не в состоянии была их содержать, и прежний Главнокомандующий со свойственной ему простотой и прорабской удалью приказал две "Акулы” пустить под нож. Ждала такая же участь и ТК-208, надолго задержавшуюся в ремонте.
С большой помпой, дай Бог памяти, лет восемь назад был заложен подводный корабль четвертого поколения, который тут же нарекли "Юрием Долгоруким”. Сегодняшняя готовность его оценивается в 10 процентов.
Но пока его медленно, но строили, произошел новый раздрай. Ракеты "Бари”, под которые его проектировали, были сняты с производства все тем же волевым росчерком Главнокомандующего и по совместительству президента России.
А новая ракета для подводных лодок имела специальную систему прохода через лед. Так что стрелять ею можно было уже сквозь ледяной панцирь. Кроме этого, она могла лететь по двум траекториям — обычной и настильной. Время полета до Камчатки из акватории Баренцева моря было соответственно 30 и 17 минут.
К несчастью, несколько пусков были неудачными, но и готовность ракеты специалисты оценивали в 75 процентов. Ничего этого во внимание принято не было: даже то, что в 2003 году заканчивается срок эксплуатации всех ракет, размещенных на "Акулах”, не остановило бывшего Верховного главнокомандующего. Мы еще долго будем "открывать” для себя "военный талант” первого президента России. Да что и говорить, первый президент СССР был не лучше. В сентябре 1987 года, находясь на палубе гордости флота — "Акулы”, он даже не счел нужным спуститься вниз и познакомиться с условиями боевой жизни подводников. На Тихоокеанском флоте не пошел осматривать новые корабли по причине дождливой погоды.
Презрение к флоту было продемонстрировано и передано по эстафете. Ученик оказался достоин учителя.
Мы морщимся и машем в раздражении рукой, когда говорят, что нашим указывают из-за океана.
Давайте не будем горячиться. Политический стратег Америки З. Бжезинский как-то публично сказал: "Новый мировой порядок создается против России, за счет России и на обломках России”. Вам не кажется, что в этих словах программа к действию?
Эйфория нашего бурного, безудержного и безумного разоружения прошла. От былой мощи остались лишь осколки. Пора их собирать и склеивать. "Акула” среди них не самый малый.
Эх где наш могущественный русский подводный флот??? Половину продали половину на металаолом а остольное тоже скоро под турбинки да под пресс пойдет Ебучая РОССИЯ